@ARTICLE{26543118_217579331_2018, author = {Е. Д. Вознесенская}, keywords = {, сельская молодежь, образование, сельская школа, отторжение сельского труда, реструктуризацияобразовательная политика}, title = {Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности}, journal = {Вопросы образования}, year = {2018}, number = {1}, pages = {266-286}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2018--1/217579331.html}, publisher = {}, abstract = {Вознесенская Елена Дмитриевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, к. 5. E-mail: maslovka3@mail.ru В статье в исторической ретроспективе рассматривается один из  ключевых конфликтов в  развитии сельского образования, который заключается в том, что распространение образования в сельской среде сопровождается отторжением молодежью сельского труда и ростом в ее среде «прогородских» ориентаций и практик. Как в  Российской империи конца XIX  в., так и  в  Советском Союзе и постсоветской России предпринимались усилия, направленные на удержание сельского населения по месту его жительства, на обеспечение «безотрывности» сельской молодежи от сельскохозяйственной деятельности (в  терминах экспертного дискурса конца XIX в.). В кругах, определяющих образовательную политику в  Российской империи, причина отторжения молодежи от сельского труда виделась в избыточности школьного образования относительно реальных потребностей сельского хозяйства. Избыточность, как правило, преодолевалась за счет снижения достигнутого уровня и объемов общего школьного образования в  пользу сельскохозяйственного обучения. Отголоски той же политики в иной трактовке характерны и  для советского, и для постсоветского периодов. Ключевой конфликт сельского образования не  находит конструктивного решения и по сей день. Рассчитывать на преодоление этого противоречия можно лишь в контексте формирующихся новых условий существования сельского универсума (АПК, дистанционное образование). }, annote = {Вознесенская Елена Дмитриевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, к. 5. E-mail: maslovka3@mail.ru В статье в исторической ретроспективе рассматривается один из  ключевых конфликтов в  развитии сельского образования, который заключается в том, что распространение образования в сельской среде сопровождается отторжением молодежью сельского труда и ростом в ее среде «прогородских» ориентаций и практик. Как в  Российской империи конца XIX  в., так и  в  Советском Союзе и постсоветской России предпринимались усилия, направленные на удержание сельского населения по месту его жительства, на обеспечение «безотрывности» сельской молодежи от сельскохозяйственной деятельности (в  терминах экспертного дискурса конца XIX в.). В кругах, определяющих образовательную политику в  Российской империи, причина отторжения молодежи от сельского труда виделась в избыточности школьного образования относительно реальных потребностей сельского хозяйства. Избыточность, как правило, преодолевалась за счет снижения достигнутого уровня и объемов общего школьного образования в  пользу сельскохозяйственного обучения. Отголоски той же политики в иной трактовке характерны и  для советского, и для постсоветского периодов. Ключевой конфликт сельского образования не  находит конструктивного решения и по сей день. Рассчитывать на преодоление этого противоречия можно лишь в контексте формирующихся новых условий существования сельского универсума (АПК, дистанционное образование). } }